Итальянский дизайн, немецкий инжиниринг и украинский капитал. Как самый богатый человек Вьетнама решил заняться производством автомобилей и создал бренд VinFast
На днях вьетнамская марка VinFast запатентовала в России дизайн двух перспективных кроссоверов. Официальных сообщений о выходе на наш рынок пока не поступало, но это выглядит более чем логичным — учитывая, что первую такую попытку вьетнамцы предприняли еще в 2018 году, сразу после основания самой компании. А еще Россия — вовсе не чужая страна для создателя и руководителя VinFast, которого зовут Фам Нят Выонг. Впрочем, обо всем по порядку.
Российское образование, украинский бизнес
В 1988 году молодой, бедный, но талантливый вьетнамский паренек получает от родной страны стипендию на обучение, с которой уезжает в далекую Москву, чтобы пять лет спустя окончить Геологоразведочный институт им. Орджоникидзе по специальности «экономика». На дворе уже лихие девяностые, Советский Союз распался, и Выонг (это имя, а Фам — фамилия) вместе с молодой женой-вьетнамкой переезжает в Харьков, чтобы открыть там собственное дело.
Супружеская чета Фам начала с вьетнамского ресторана, прощупала почву, а затем решила нарастить обороты: заняв денег у семьи и друзей, предприниматели организовали выпуск лапши быстрого приготовления — даже раньше, чем на просторах СНГ стали узнавать слово «Доширак». Украинский бренд «Мивина» успешно существует до сих пор, причем под крылом Nestle: в 2010 году международный концерн выкупил у Фама его компанию «Техноком» за $150 млн.
Параллельно бизнесмен занимался различными проектами в родном Вьетнаме. Лапшичные деньги шли на строительство фешенебельных курортов и небоскребов, которые приносили еще больше денег, и вскоре Фам оказался богатейшим человеком страны: в 2015-м он стал первым долларовым миллиардером во Вьетнаме. Сейчас его состояние оценивается в $9 млрд, а конгломерат Vingroup является крупнейшей компанией республики.
А почему бы и не машины?
Vingroup — это действительно огромная корпорация, которая занимается буквально всем на свете: недвижимость, электроника, образование, медицина, торговля, информационные технологии и так далее. Разве что лапшу не делает. Поэтому появление VinFast было вполне логичным шагом: раз уж Фам дал Вьетнаму столько всего, почему бы не основать еще и первый национальный автомобильный бренд?
Подход был избран не слишком гордый, зато эффективный: вместо попыток «догнать и перегнать» весь мир своими силами бизнесмен решил купить компетенции за деньги. В 2017 году на острове близ города Хайфон началось строительство фабрики площадью 3,5 кв. км, а уже осенью 2018-го на Парижском автосалоне дебютировали сразу две серийные модели — вроде самобытные, но в то же время неуловимо на что-то похожие.
Секрета из родословной автомобилей никто, собственно, и не делал. Дизайн разрабатывали итальянцы из ателье Pininfarina, с инжинирингом помогали именитые фирмы Magna и AVL, а в качестве технической базы были выбраны… серийные BMW!
Если точнее, седан VinFast Lux A2.0 представлял собой переодетую «пятерку» в кузове F10, а кроссовер VinFast Lux SA2.0 путем схожих манипуляций получился из BMW X5 поколения F15. Впрочем, ничего вопиющего в этом факте не было: вьетнамцы честно купили лицензии, а сами немцы на тот момент как раз завершали производство обеих моделей. Силовые агрегаты тоже были хорошо знакомы: двухлитровые турбомоторы BMW N20B20 развивали от 176 до 231 л.с. в зависимости от версии и работали в паре с восьмиступенчатыми «автоматами» ZF. А еще у кроссовера была люксовая версия President с богатой отделкой и двигателем V8, причем уже не баварским, а американским — грозным 460-сильным 6.2 производства General Motors.