Уход из России крупных иностранных производителей моторных масел привел к потере контроля за качеством продукции. Под видом параллельного импорта водителям стали предлагать некачественный контрафакт. Чем это грозит

После ухода с российского рынка мировых брендов моторных масел бороться с их подделкой стало сложнее. По данным Союза автосервисов, доля контрафакта на рынке автомобильных масел выросла до 30–50%, в сети станций техобслуживания Fit Service сообщили, что доля поддельных масел на рынке увеличилась до 30% с весны 2022 года. При этом судебная практика показывает: с начала 2022 года решений о наказании для продавцов контрафакта не выносилось. Участника рынка жалуются: подделка моторных масел стала выгодным и почти безопасным бизнесом, хотя МВД регулярно проводит рейды по подпольным фабрикам по кустарному производству масел. Автовладельцы, которые зальют такую жижу, рискуют встретиться со снижением ресурса моторов и ранним дорогостоящим ремонтом. Разбираемся, как правильно выбрать масло и не нарваться на подделку.

Почему подделок стало больше

Российский союз автосервисов проанализировал судебные дела за последние несколько лет, связанные с привлечением к ответственности за торговлю поддельным моторным маслом. Почти во всех случаях наказание было вынесено за нарушение авторских прав. Ответчиков оштрафовали не за то, что они предлагали клиентам некачественный товар, а за продажу масел конкретных марок без разрешения на то правообладателей. При этом вне зависимости от квалификации самого нарушения покупка такой продукции в дальнейшем грозит водителям испорченным мотором.

С начала 2022 года суды решения за продажу подделок практически не выносят, констатирует член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Он связывает это в том числе с тем, что в правоохранительные органы перестали обращаться правообладатели популярных, но ушедших из страны иностранных брендов. Как следствие, они больше не контролируют незаконное использование их торговых марок. В итоге такие масла попадают в Россию по параллельному импорту, что для покупателя хорошая новость, либо такой товар подделывают на месте.

При этом производство контрафактного моторного масла должно подпадать под ч. 3. ст. 180 УК России «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» (по ней грозит штраф до 400 тыс. руб., принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок). Как объясняет Плисов, на практике этого не происходит, так как нет потерпевших: технически доказать связь между поломкой мотора и некачественным маслом почти невозможно.

«Проблема в том, что потребитель не может доказать причиненный ему ущерб, а правообладатель ушел из России. Для сравнения, стоимость бочки базового масла составляет 20 тыс. руб. Это же масло, перелитое в фирменную бочку с маркировкой высококлассного продукта известного бренда, стоит уже 100 тыс. руб. Таким образом, стоимость товара возрастает в пять раз», — говорит Плисов.

Какое масло в зоне риска

Сейчас на рынке есть три типа масел. Во-первых, это продукция отечественных брендов или тех марок, которые не уходили с рынка. Во-вторых, это поставки оригинального масла по параллельному импорту, пусть и без разрешения правообладателя. И третья категория — это производимый на месте контрафакт, то есть подделка.

Самыми популярными иностранными марками на рынке до начала 2022 года были Shell, Mobil, Castrol и Total. Все они больше официально не продаются в России, а значит, правообладатели больше не стараются защитить их от подделок, напоминает Плисов.

Однако покупатели к ним привыкли и готовы приобретать продукцию по параллельному импорту, констатирует заместитель управляющего независимых лабораторий по оценке качества моторных масел «МИЦ ГСМ» Мария Соколова.

«Сейчас, когда каналы поставок параллельного импорта налажены, плюс по нашей статистике появились порядка +30% новых брендов смазочных материалов, конечный потребитель еще больше растерян», — отмечает эксперт.

По словам Соколовой, купить качественное и оригинальное масло от известных брендов сейчас можно. Но именно с ним надо быть особенно внимательным, так как важно не путать оригинальный товар из параллельного импорта с подделкой.

Плисов добавляет, что, помимо масел ушедших марок, активно подделываются и масла, брендированные автопроизводителями и продающиеся под этикетками Mercedes, Toyota, Ford.