В 2035 году Евросоюз полностью запретит продажу автомобилей с традиционными моторами. Действительно ли это возможно и что говорят в индустрии
В конце октября европейские власти приняли решение, которое не назвать иначе как судьбоносным: начиная с 2035 года в 27 странах Евросоюза нельзя будет поставить на учет ни одного нового автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, даже если он входит в состав гибридной силовой установки. Это уже не размышления и гипотезы — спусковой крючок нажат, пуля выпущена, и через 12 с небольшим лет она остановит сердце традиционного автопрома Старого Света. Во всяком случае, так это выглядит сейчас.
Масштабы надвигающихся перемен еще только предстоит осознать: совсем недавно полный запрет ДВС в Европе казался не более чем фантастической идеей, но теперь это почти неотвратимая реальность. Оливер Ципсе, глава BMW и председатель Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), прокомментировал это настолько емко, насколько позволяют правила политического приличия: «Это экстремально долгоиграющее и абсолютно беспрецедентное решение. Евросоюз станет первой и единственной частью света, полностью перешедшей на электрокары. И не надо себя обманывать: всей индустрии предстоит преодолеть множество испытаний, чтобы выйти на нужные объемы производства».
Кроме того, Ципсе добавил, что реализация принятого плана невозможна без обеспечения европейскими властями необходимой инфраструктуры — в частности, строительства бесшовной сети зарядных станций, как частных, так и общедоступных. А еще глава BMW подчеркнул, что производителям необходим доступ к критически важному для производства сырью. Autonews.ru уже писал о мировом дефиците лития для производства батарей, и это может стать одним из тех факторов, которые сильно усложнят дело.
«Принятое решение поднимает множество вопросов, на которые пока нет ответа, — предостерег Оливер Ципсе. — Например, то, как Европа собирается гарантировать доступ к стратегически важным материалам для электромобилей. Если ЕС хочет быть пионером устойчивой электромобильности, доступность сырья должна быть полностью обеспечена. В противном случае мы можем оказаться зависимы, и подобные угрозы уже увидели другие экономические регионы».
Пусть Ципсе и не конкретизировал, о каких регионах речь, для сравнения можно посмотреть на Китай. Сегодня это самый крупный в мире рынок электромобилей с индустрией, которая на протяжении последних 10 лет активно подпитывалась государством — как в плане прямых вложений, так и с точки зрения стимуляции клиентов. За один лишь 2021 год в КНР было продано 3,5 млн электрокаров — это около 15% местного рынка и втрое больше, чем в Европе. Согласно прогнозам, к 2035-му эта доля должна вырасти до 50-60%, но никак не до ста — о полном запрете ДВС речи даже не идет!
Что же сподвигло Европу на столь резкие перемены? Ответ прост: стратегия под названием «Fit for 55». Согласно этому плану, уже к 2030 году страны ЕС должны сократить выбросы вредных газов в атмосферу на 55% по сравнению с 1990 годом, а к 2050-му — перейти к полной углеродной нейтральности. Сейчас же на автомобили, согласно подсчетам экспертов, приходится 12% от суммарного «выхлопа» Старого Света, а на транспортную индустрию в целом — четверть.
Возможно, тут вы немного потерялись в цифрах: почему, дескать, в общем плане фигурируют 2030 и 2050 годы, а ДВС запретят с 2035-го? Промежуточная точка все же есть: к тому же 2030-му уровень выбросов новых автомобилей должен сократиться на те же 55% — только не относительно 1990-го, а по сравнению с 2021-м. А внятного объяснения, почему бы не ввести полный запрет к заветному 2050-му, никто не дает. Похоже, простое объяснение звучит так: машины назначены «крайними», а их производителей поставили перед фактом, особо не вдаваясь в детали.
За несколько дней до официальной публикации решения Карлос Таварес, глава альянса Stellantis, называл его «чисто догматическим» и призывал найти более прагматичный и здравый способ полного перехода на электротягу. О том, что индустрия реально способна провернуть такую операцию всего за 12 лет, с уверенностью сейчас не говорит никто: риторика максимум сводится к чему-то вроде «мы в вас верим, у вас все получится».