Как производители моторного масла используют спортивные разработки в серийных продуктах

Не секрет, что производители смазочных материалов, сотрудничая с гоночными командами
различных серий, используют данные, полученные во время спортивных соревнований, для
совершенствования своей продукции. Такое сотрудничество дает отличную возможность
протестировать собственные разработки и вывести новые формулы смазочных жидкостей.
А чем отличается моторное масло для спортивных соревнований от серийного продукта?
Первое, чем должно выделяться моторное масло, которое будет залито в гоночный болид – это
несомненное высокое качество. Во время гонки на результат вся команда должна быть уверена,
что ни одна деталь не подведет. Качество, а если быть точнее, свойства моторного масла
оказывают непосредственное влияние на эффективность работы силовой установки болида.
Особенно ярко это ощущается в двигателях последнего поколения, которые уже практически
достигли предела своего развития с точки зрения процессов сгорания топлива в камере сгорания.
В этой ситуации дальнейшее повышение эффективности достигается за счет сокращения потерь –
в первую очередь, потерь на трение, где на первый план выходит работа смазочного материала.
Этим, кстати, объясняется и широкое распространение маловязких моторных и трансмиссионных
масел на рынке, и не только для обслуживания малолитражек, но также и для автомобилей
класса премиум и спортивной техники.
Несмотря на все перечисленное, использование масла, доступного обычным автовладельцам –
это распространенная практика в автомобильном спорте. Разумеется, для самых крупных
соревнований, таких, как Формула-1, Чемпионат мира по ралли, Чемпионат мира по ралли-кроссу,
где силовые агрегаты автомобиля построены специально для соревнований, технические
партнеры команд разрабатывают смазочные материалы, подходящие для конкретных болидов,
участвующих в гонке. А в более демократичных сериях используются наиболее производительные
серийные масла. Например, в ассортименте Castrol есть полностью синтетические продукты
Castrol EDGE Supercar, формула которых – это результат многолетних испытаний на гоночных
треках различных серий FIA, перенесенный в розничный продукт. Эти масла были протестированы
в суперкарах ведущих мировых производителей, и теперь доступны для использования в обычных
автомобилях, эксплуатируемых с повышенной нагрузкой.
К слову, появление полусинтетических масел в середине прошлого века стало результатом
разработки гоночного масла Castrol R20 для команды Формулы-1, а одним из первых применений
полностью синтетического масла Castrol Formula RS (Racing Synthetcc 10W-60) стали гонки в Ле-
Мане. Использование на гоночных трассах позволяет оценить противоизносные свойства масла,
его энергоэффективность, стойкость к окислению и прочие функции.
Однако, обслуживание гоночного автомобиля, пусть и при использовании серийного моторного
масла, сильно отличается от рекомендованного для обычных легковых автомобилей. В
демократичных сериях автоспортивных соревнований принято менять моторное масло раз в 1-2
гонки. В болидах топовых серий, как правило, смазочные материалы меняются после каждой
гонки.
Рядовые автолюбители, конечно, не должны менять моторное масло в двигателе своего
автомобиля после каждой поездки. Тем не менее, со временем масло может накапливать шлам
на деталях двигателя, потому важно знать рекомендованный интервал его замены. Каков

максимальный интервал замены масла, возможный для легкового автомобиля? Специалисты

Castrol, основываясь на мировом опыте компании, говорят о числах порядка 50-55 тыс.
километров. Но все это справедливо для полностью синтетических масел и в условиях
постоянного мониторинга состояния масла. Естественно, в реальных условиях ситуация меняется,
и, как правило, не в лучшую сторону. В России в ходе проведения эксперимента удавалось
достигать значений в диапазоне от 20 до 25 тыс. километров пробега, но наиболее разумными
кажутся рекомендованные большинством автопроизводителей 15 тыс. километров.
Использование смазочных материалов в экстремальных условиях гоночных заездов
предоставляет возможность брендам смазочных материалов совершенствовать продукцию,
оценивая свойства масла, его эффективность, стойкость к окислению и другие функции,
позволяющие развивать новые технологии в данной области.
Благодаря этому, опыт и передовые разработки компаний-производителей моторных масел, которые сотрудничают с известными
автоспортивными командами, применяются в двигателях обычных автомобилей, приобщая их к богатой истории мирового автоспорта.