VW Tiguan на Кольском полуострове

Мы на русском Cевере. Путешествуем по Кольскому полуострову на VW Tiguan с двухлитровым дизелем и смотрим на невероятные для москвичей зрелища. Нам повезло увидеть и прибрежные, и горные районы Кольского полуострова при ярком солнце и температуре около 20 градусов тепла. Говорят, таких дней здесь совсем немного, и обычно все эти красоты предстают при другом освещении и совсем другой влажности. Впрочем, это теория.

А на практике мы катим по отличной дороге, смотреть на которую совсем не хочется. Потому, что по обеим ее сторонам каждую секунду такое, что мы кричим друг-другу в машине: «Смотри, смотри, смотри!». Холмы, долины, скалы, камни. Ведь, как нам известно с детства, именно здесь «и на камнях растут деревья». Достаточно сильные, чтобы прожить, но такие хрупкие, что каждая рана может стать смертельной. Северная природа удивительно сочетает жизненную стойкость с беспомощностью перед лицом судьбы или человечьего варварства.

Между скал и холмов – озера невиданной чистоты. Эти зеркала здесь повсюду отражают небо концентрированной синевы. Все это напоминает то Шотландию, то Лапландию, то Исландию. И здесь очень чисто даже там, где живут люди. Русские люди. Не в пример Карельскому перешейку народ здесь совсем не оставляет за собой мусора. Когда светит солнце, вдоль дорог часто можно видеть припаркованные машины тех, кто ушел за дарами северной природы или просто остановился посидеть на солнышке. Вряд ли со здешней приверженностью людей простому и здравому смыслу все это можно назвать медитацией, но погреться и забыться никто не прочь. Солнца тут совсем немного, и простая возможность подставить лицо лучам – уже радость.

Недавно нашумевший поселок Териберка – очень тихое место на берегу Баренцева моря, что приходится окраинной водой Северному Ледовитому Океану. Впечатление такое, что жизнь людей ушла отсюда уже давно, а та, что осталась, едва теплится. Рядом с поселком – классическая взлетка типового фронтового аэродрома времен Второй мировой, да кладбище старых кораблей, среди которых тоже слышится эхо войны, да кладбище за околицей. Несколько десятков полуразвалившихся домиков на берегу, мост и длиннющий – во время отлива – океанский песчаный пляж. По нему, кажется, бесконечно стекает вниз вода, которая отчего-то не успела вся уйти в море вслед за луной. Она выгрызает в мокром песке свои маленькие русла и дельты.

Здесь можно просидеть на берегу хоть час, хоть два, просто глядя на океан. А когда пришло время уходить, мы увидели в бухте игры каких-то морских млекопитающих с черными спинами, сходных повадками с дельфинами, но покрупней. Океан манит, манит, и вы идете за уходящей в него влагой голыми ногами по песку до тех пор, пока не почувствуете, насколько холодна кристально ледовитая северная вода этого океана.

Пляж достаточно плотный, чтобы попытаться проехать по нему на машине. Tiguan здесь чувствует себя нормально: автомобиль не тяжелый, с электронным управлением полным приводом, моментным дизелем и традиционным автоматом, который исключает любые трансмиссионные неожиданности. Если в песке не остановитесь, то в нем и не останетесь.

Tiguan не вездеход, а кроссовер, и его проходимость куда сильнее ограничена скромным клиренсом и существенными свесами кузова, нежели технической начинкой, достойной современного внедорожника. Крутейшие спуски и подъемы легко даются совершенно любой барышне за рулем – благодаря электронным ассистентам водителя, которые и скорость поддерживают автоматически, и назад скатиться не дают. Даже в ситуации диагонального вывешивания Tiguan с подключаемым полным приводом может стартовать на таком крутом подъеме, на котором водитель не видит впереди ничего, кроме неба.

А вот с крупными камнями нужно быть предельно осторожным. Когда мы искали большой водопад в здешних горах – Хибинах, проехали около 50 км по руслу горной реки, и из-за параметров геометрической проходимости было совсем не просто ничего не оторвать на днище. Все большие валуны приходилось точно просчитывать на предмет того, как по ним пройдет машина. Инструкторы Volkswagen Driving Experience призывают ничего не пропускать между колес, чтобы сберечь днище и подвески, а наезжать на валуны колесами, но даже это помогает не всегда. Спасает лишь предельно низкая скорость движения, на которой исключается амплитудная работа подвесок и серьезные повреждения в случае ударов.

В самих Хибинах, прямо над городом Кировск, расположен горнолыжный курорт. По его трассам, когда они стоят без снега, интересно ездить на внедорожнике. С этой задачей Tiguan справился куда легче, чем с каменистыми бродами. Летом здесь не было никого, кроме нас на кроссоверах, да… тяжелой строительной техники, которая работает на этих крутых склонах, чтобы подготовить горы и подъемники к зиме. Вот уж где трудятся виртуозы!

Туристические возможности неподалеку от Кировска уже очень близки к традиционному финскому отдыху. Те же деревянные дома с хорошим отоплением на очень похожих базах отдыха, такие же бесконечно чистые озера. Та же рыбалка и такой же покой. Сюда почти не доносится ни эха столичной суеты, ни денег. Впрочем, есть надежда, что туристы будут завозить их сюда побольше. Их уже везут из Швеции и Финляндии, так стоит ли нам отставать? Немного средств и продуктивной суеты Кольскому полуострову не помешают.

ТЕКСТ: ДМИТРИЙ СОКОЛОВ / ФОТО: АНДРЕЙ ГОРДАСЕВИЧ

Источник