Российская команда по водно-моторному спорту «New Star»

Формула-1 на воде F1H20 Poliform NewStar 74Водно-моторный спорт – увлекательный и экстремальный способ испытать свои силы и доказать свое мастерство, соревнуясь с достойными соперниками. Только представьте себя на месте участника чемпионата. Вы со своим напарником садитесь в небольшую кабину, из которой будете управлять судном: один с помощью дроссельных заслонок, а другой – руля. Окруженные корпусом катера из современного стекловолокна и кевлара весом в пять тонн, Вы ощутите атмосферу захватывающую дух.

Вообразите: впереди раскинулась бесконечная морская гладь, а позади шумят два двигателя, каждый из которых мощностью 850 л.с. Скорость Вашего катера колеблется от 225 км/ч…

Водно-моторный спорт впечатляет динамикой соревнования, вызывает яркие и незабываемые впечатления, заряжает адреналином. Чтобы увидеть настоящих гонщиков, достаточно отправиться на море, где тренируются и соревнуются настоящие ценители скорости.

«Class 1 World Powerboat Championship» UIM имеет огромное количество поклонников и относится к самым драматичным международным видам спорта. Высшей наградой для участников является титул чемпиона мира в Классе 1 и «Трофей Сэма Гриффита», самая желанная награда на мировых гонках по водно-моторному транспорту.
Классу 1 присущи свои особенности. Туннельные катамараны обладают современным дизайном и включают передовые технологии. Гонщики данного класса отличаются от своих коллег, так как их неустанное преследование конкурентоспособного превосходства против самого непредсказуемого противника – моря, вынуждает их постоянно приобретать и улучшать навыки работы с новым оборудованием в новых условиях.
В «Class 1 World Powerboat Championship» UIM в 2014 году планируют принять участие гонщики из Австралии, Италии, Монако, Норвегии, Турции, России и других стран.
Каждый моторный катер Класса 1 способен разогнать скорость свыше 225 км/ч, при весе приблизительно 5 тонн и длине 42 фута. Для работы двух одновременно работающих моторов V12, 8,2 л. и V8, 9,1 л. необходимый расход горючего на гонку составляет 500-700 кг.

Чемпионат «Class 1 World Powerboat Championship» был основан в 2003 г. при содействии организации «Union Internationale Motonautique» (UIM), которая занимается выпуском технического регламента и решает спорные вопросы. Если в первый год количество участников составило лишь 5 катеров, то на сегодняшний день это число возросло в 4 раза.

Российская гоночная команда по водно-моторному спорту New Star

«Морские катера»
Термином «морские катера» обозначаются судна, подготовленные для соревнований на открытых акваториях (например, в море). Такие катера являются большими по размеру, и содержат в своей конструкции более прочные корпуса. Кроме Класса 1 к «морским катерам» относятся и другие категории (например, P1). Но именно катера Класса 1 считаются сложнейшими по конструкции и самыми скоростными._RA30610

В отличие от катеров Класса 1, катера P1 обладают более традиционной конструкцией. Они однокорпусные, с V-образными обводами, двухмоторные. Класс «Evolution» включает более мощные лодки, способные разгоняться до 160 км/ч, в то время как в классе «SuperSport» содержатся серийные катера с открытым кокпитом, не превышающие скорость 136 км/ч. Их скорость является ограниченной и за ее превышение налагается штраф. Катера уравниваются относительно показателя удельной мощности. Организаторы требуют от желающих иметь более мощные моторы использование более тяжелых корпусов. Экипаж катера состоит из двух человек – пилота, управляющего судном, и моториста, заведующего моторами. Иногда среди членов экипажа может быть штурман, хотя все современные катера содержат GPS.
Моторы могут быть как дизельными, так и бензиновыми. На определенные классы двигателей действуют следующие ограничения:

«Evolution»
Безнаддувные бензиновые – 11л
Компрессорные бензиновые – 9,13л
Турбодизели – 13л рабочего объема

«SuperSport»
Безнаддувные бензиновые – 8,3л
Безнаддувные дизели – 8,4л
Турбодизели – 7,5л
Мощность двигателей старшего класса способна достигать 1000 л. с. на один агрегат, в то время как в младшем – в два раза меньше. Таким образом, P1 пользуются большей популярностью среди производителей судов за счет того, что катера данного класса более приближены к серийным образцам, чем, например, катера Класса 1, и обладают меньшей стоимостью.

Организаторы стремятся, чтобы команды пользовались одними и теми же агрегатами подольше, так как это предотвращает гонку расходов. Разные конфигурации корпус-моторов имеют преимущество на разных типах трасс. Так, мощные дизельные катера в открытом море идут лучшего всего на развитом волнении, в то время как в закрытых бухтах преимуществом обладают легкие бензиновые катера, более управляемые и манёвренные.

Первые гонки среди морских катеров состоялись в 1956 г., когда была проведена гонка по маршруту Майями-Нассау, победу в которой одержал Сэм Гриффит. Изначально это были сугубо американские гонки, которые также проходили вокруг Лог-Айленда и по маршрутам Майями-Ки Уэст. В 60-х годах в гонках начали принимать участие европейцы (по своим маршрутам). Именно тогда и был создан Международный Союз Водно-моторного спорта (UIM), который в 1964 г. занялся награждением победителей «Трофеем Сэма Гриффита». Первые 20 лет преимущество уверенно держали американцы, но в 80-х годах лидерство перехватила европейская школа катеростроения.

Первые 23 титула одержали однокорпусные лодки, после чего первенство перешло к катамаранам, перевалившим рубеж 160 км/ч. Пятью титулами были награждены катера с дизельными двигателями (которые на сегодняшний день не применяются). Изменения претерпели гребные винты, которые эволюционировали от бронзовых погруженных суперкавитирующих трехлопастных до стальных полупогруженных шестилопастных.

В 1984 г. в гонках морских катеров появилась «Lamborghini», которая вскоре стала считаться законодательницей мод. В начале XXI в. все команды выступали на её двигателях, оставив на счету «Lamborghini» 88 побед. Через 3 года была основана организация IOTA (International Offshore Team Assotiation), которая объединила участников и стала официальным промоутером гонок. Ее президентом был Эдуардо Полли, который покинул свой пост в 2004 г., освободив место новому президенту – шейху Хасану бину Ябор аль-Тани (известному пилоту команды Qatar 96).

В 1992 г. чемпионат перешел на многоэтапный формат. В начале XXI в. между участниками чемпионата и UIM вспыхнул конфликт, основой которого было недовольство работой команд управления UIM, которые обвинялись в том, чтоб были неспособны привлечь второго моториста и часто меняли правила. В итоге в 2006 г. Саидом Харебом была основана ассоциация WPPA (World Professional Powerboat Assotiation), в обязанности, которой входило санкционирование гонок Класса 1. Ответной реакцией UIM стало непризнание организации и угрозы странам, решившим принимать гонки WPPA. Но все-таки через год с UIM была достигнута договоренность, завершившая раскол.

На сегодняшний день самым титулованным гонщиком является Стив Куртис, который, будучи мотористом, завоевал 7 мировых титулов в Классе 1. Его достижения были отмечены «Орденом Британской Империи». Его же напарник – Бьорн Руни Гьелстен стал гонщиком, одержавшим наибольшее количество побед.

В отличие от автогонок, водно-моторные гонки не слишком инвестируются спонсорами – с одной стороны это объясняется недостаточной популярностью гонок катеров, а с другой – тем, что в них чаще всего участвуют обеспеченные люди, имеющие возможность покрывать затраты команды, которые обходятся, не так дорого, как в автотранспорте.
Покупая катер за несколько миллионов евро, участники соревнований знают, что их приобретение верно прослужит им в течение нескольких лет. Заменять потребуется лишь двигатели (их срок эксплуатации составляет приблизительно две гонки), а также винты из высококачественной стали.

Чемпионат длится три дня (с пятницы по воскресение), каждый день включает определенный этап: в пятницу команды принимают участие в одной тренировочной сессии, в субботу в следующей и в воскресенье – в финальной. С 2007 г. квалификация проводится в два этапа. В процессе первого этапа (длительностью 40 минут) все команды проплывают три хронометрируемых круга (раздельно или последовательно) после чего 5 быстрейших проходят в суперпоул – 10-минутную сессию, позволяющую им еще раз показать 1 или 2 быстрейших круга. Результаты квалификации попадают в отдельный зачет, по данным которого победитель получит специальный приз. Квалификация и все тренировки осуществляются на гоночной акватории, позволяющей командам приспособить к ней лодки.

Старт производится с ходу, после того, как судья на судейском катере поднимает зеленый флаг. Катера идут в ряд, не обгоняя друг друга. Дистанция гонки составляет приблизительно 185 км и длится примерно час. Для гонок катеров Класса 1 используется замкнутая кольцевая трасса. Она включает в себя несколько видов кругов: стартовый, обычный и 2 длинных, которые гонщики могут пройти в любом порядке. Число кругов колеблется от 12 до 18. Первоначально кругов было 4-6 и их длина была значительной. Катера уходили далеко в море, что не позволяло зрителям наблюдать всей картины и созерцать масштабы зрелища.

Чемпионат проходит на трассах различных акваторий, таких как: порты, фьорды, заливы и даже внутренние водные пути. Кроме чемпионата Мира проводятся также другие чемпионаты по водно-моторному спорту. Так, с 1992 г. проводится чемпионат Европы, а с 2002г. – чемпионат Ближнего Востока. Катера Класса 1 используются в различных национальных чемпионатах – Италии, Австралии и т.п. Некоторые команды предпочитают участвовать на нескольких катерах (обычно на двух). При этом все судна готовятся и выступают самостоятельно, при помощи своих бригад и под руководством бригадира.

Ранее команды участвовали в двух гонках, являющихся этапами чемпионата – спринтерской (Rally) и основной (Endurance). Длина спринтерской гонки составляла 50 миль, основной – 80. На прохождение таких дистанций у гонщиков уходило соответственно 40 или 60 минут, но с 2009 г. дистанция гонки была уменьшена до 40 (спринтерская гонка) и 70 миль (основная). Теперь гонки осуществляются на замкнутой трассе, где команды преодолевают дистанцию несколько раз. Самые дальние участки трассы расположены далеко от берега и катерам приходится сталкиваться с серьезными волнами – до 1,5-2 м. Оба класса принимают участие в гонках одновременно. Система баллов в 2007-2008 гг. была 8-местная (от 100 до 10 очков). Также, в 2007 г. команды имели возможность получить бонусы в 10 очков за каждую гонку, пройденную без смены моторов, а в 2008 г. существовали бонусы (50 очков) за проведенную половину сезона без замены двигателя.
13 июля 2014 года, Гвидо Капеллини, десятикратный чемпион мира F1H2O подтвердил свое легендарное возвращение в гонки на Средиземном Гран-При в Ибице. Гонщик объявил о партнерстве с российским предпринимателем Андреем Киташевым. Этот факт стал серьезным заявлением о дебюте Российской команды в составе двух экипажей среди участников «мирового уровня» в топовом Чемпионате.

В этом году NEW STAR дебютировала в гонках «24 часа Руана» и «6 часов Августова» на катамаранах Formula 2, под руководством опытного наставника Капеллини, который вел координацию двух лодок команды и подготовку пилотов. Это позволило команде NEW STAR взойти на два пьедестала.

Одна из лодок, ранее известная как «Poliform 74» была переименована в «Newstar-Poliform 74» и скоро будет выступать в Классе 1. Вторая лодка под номером 4 «Bernico-Newstar» (результат плотного сотрудничества с компанией «Bernico Racing International») будет выступать в классе V1.